Авиакеросин
Авиационный керосин — авиационное углеводородное топливо для летательных аппаратов с тепловым двигателем, реактивное топливо. Применяется, главным образом, в авиационных турбореактивных, турбовентиляторных и турбовинтовых двигателях, а также в авиационных дизельных двигателях малой авиации. Также топливо на основе керосина применяется в ракетно-космической технике
Ассортимент и получение
Реактивное топливо в СССР и РФ вырабатывают для самолётов дозвуковой авиации по ГОСТ 10227-86 и для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89. Для дозвуковой авиации предусмотрено пять марок топлива (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой — две (Т-6 и Т-8В). Наиболее массовыми и постсоветском пространстве в настоящее время является топливо ТС-1 (высшего и первого сортов) и топливо РТ (высшего сорта).
Реактивное топливо в США производится отдельно для военной и коммерческой авиации.
Топливо ТС-1
Получают прямой перегонкой сернистой нефти (целевая фракция — 150—250 °C). В случае высокого содержания серы и меркаптанов проводят гидроочистку или демеркаптанизацию, после чего используют в смеси с прямогонной фракцией. Содержание гидроочищенного компонента ограничивают концентрацией 70 % для предотвращения снижения противоизносных свойств топлива. Наиболее распространённый вид авиакеросина для дозвуковой авиации. Используется как в военной, так и в гражданской технике. Также применяется для обогащения методом флотации.
Уточнить схему проезда к складским комплексам(Нефтебазам) с Керосином ТС-1, , а так же с заводов производителей, узнать график работы складских комплексов(Нефтебаз) с Керосином ТС-1, порядок получения, а также как купить нефтепродукты, дизельное топливо, ГСМ. Позвоните по телефону или отправьте запрос цены на сайте.
Топливо Т-1
Продукт прямой перегонки малосернистой нефти нафтенового основания с пределами выкипания 130-280С. Содержит большое количество нафтеновых кислот и имеет высокую кислотность, поэтому его подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой (для удаления образующихся в результате защелачивания натриевого мыла нафтеновых кислот).
Наличие значительного количества гетероатомных соединений, в основном кислородсодержащих, обусловливает, с одной стороны, относительно хорошие противоизносные свойства и достаточно приемлемую химическую стабильность топлива, с другой — низкую термоокислительную стабильность.
Длительный опыт применения топлива Т-1 в авиации показал, что вследствие его низкой термоокислительной стабильности имеют место повышенные смолистые отложения в двигателе НК-8, установленном на основных типах самолётов гражданской авиации (ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-76), в результате чего резко (почти в 2 раза) сокращаются сроки службы двигателя. Производство топлива Т-1 очень ограничено, и его вырабатывают только по первой категории качества.
Топливо Т-1С
Продукт перегонки малосернистой нефти нафтенового основания с пределами выкипания 130—280 °C. содержит большое количество нафтеновых кислот, из-за чего имеет высокую кислотность, поэтому после выделения фракции из нефти её подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой. Гетероатомные нафтеновые соединения, содержащиеся в топливе, обеспечивают хорошие противоизносные свойства и химическую стабильность, с другой стороны, топливо имеет очень низкую термоокислительную стабильность. Длительные испытания показали, что при использовании этого топлива в двигателях НК-8 (ТУ-154 (А,Б,Б-1,Б-2) и Ил-62) имеют место повышенные смолистые отложения, из-за чего срок службы двигателей сокращается в два раза.
Уточнить схему проезда к складским комплексам(Нефтебазам) с Керосином ТС-1, , а так же с заводов производителей(НПЗ), узнать график работы складских комплексов(Нефтебаз) с Керосином ТС-1, порядок получения, а также как купить нефтепродукты, дизельное топливо, ГСМ. Позвоните по телефону или отправьте запрос цены на сайте.
Топливо Т-2
Продукт перегонки нефти широкого фракционного состава — 60-280 °C. содержит до 40 % бензиновых фракций, что приводит к высокому давлению насыщенных паров, низкой вязкости и плотности. Повышенное давление насыщенных паров обуславливает вероятность образования паровых пробок в топливной системе самолета, что ограничивает высоту его полёта.
Топливо не производится; является резервным по отношению к ТС-1 и РТ.
Топливо РТ
Получают гидроочисткой прямогонных керосиновых фракций с пределами выкипания 135—280 °C. В результате гидроочистки снижается содержание серы и меркаптанов, но также ухудшаются противоизносные свойства и химическая стабильность. Для предотвращения этого в топливо вводят противоизносные и антиокислительные присадки.
Топливо РТ полностью соответствует международным нормам, превосходя их по отдельным показателям. Оно имеет хорошие противоизносные свойства, высокую химическую и термоокислительную стабильность, низкое содержание серы и почти полное отсутствие меркаптанов. Топливо может храниться до 10 лет и полностью обеспечивает ресурс работы двигателя. Используется как на пассажирских лайнерах, так и на военных сверхзвуковых самолётах (Су-27, Ту-22М и др.)
Уточнить схему проезда к складским комплексам(Нефтебазам) с Керосином РТ, , а так же с заводов производителей(НПЗ), узнать график работы складских комплексов(Нефтебаз) с Керосином РТ, порядок получения, а также как купить нефтепродукты, дизельное топливо, ГСМ. Позвоните по телефону или отправьте запрос цены на сайте.
Топливо Т-6
Получают путём глубокого гидрирования прямогонных фракции 195—315 °C, полученных из подходящей нафтеновой нефти. Ограниченно используется в сверхзвуковой авиации на некоторых типах (например, МиГ-25). На топливе Т-6 летал Ту-144 — единственный сверхзвуковой пассажирский лайнер в отечественной авиации.
Топливо Т-8В
Представляет собой гидроочищенную фракцию с пределами выкипания 165—280 °C. В случае нафтеновой малосернистой нефти, допускается использовать прямогонную фракцию без гидроочистки. Используется в сверхзвуковой авиации ВВС РФ (например, Ту-160).
Топливо Т-10
Синтетическое авиационное топливо Т-10, иначе — децилин. Высококалорийное, очень текучее и токсичное топливо было создано для единственной марки двигателя Р95-300, который устанавливался на крылатую ракету воздушного старта Х-55. Получают путём нефтехимического синтеза полициклических циклоалканов, предшественником при синтезе является дициклопентадиен. Точный химический состав этого топлива не публикуется.
Технические характеристики
На каждый вид авиационного топлива, в зависимости от применения, установлены нормативные технические характеристики. В общем случае, авиационное топливо должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 10227-86 «Топлива для реактивных двигателей. Технические условия» (с Изменениями № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6).
По ГОСТ 10227-86 должно быть проверено около 30 характеристик топлива, включая плотность, кинематическая вязкость, кислотность, йодное число, температура вспышки и так далее.
Отбор пробы для проверки его на соответствие установленным характеристикам производится в пробоотборники по методам, отражённым в ГОСТ 2517—2014 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб». Объём объединённой пробы топлива каждого вида — не менее 2 дм3.
Присадки
Антистатическая
Многолетним опытом эксплуатации отечественного и зарубежного воздушного транспорта доказано, что при перекачке топлива или при заправке самолётов возможно накопление статического электричества. Из-за непредсказуемости процесса в любой момент существует опасность взрыва.
Для борьбы с этим опасным явлением в топливо добавляют антистатические присадки. Они увеличивают электропроводность топлива до 50 пСм/м, что обеспечивает безопасность заправки самолётов и перекачки топлива.
За рубежом используют присадки ASA-3 (Shell) и Stadis-450 (Innospec). получила распространение присадка Сигбол (ТУ 38.101741-78), допущенная к добавлению в топливо ТС-1, Т-2, РТ и Т-6 в количестве до 0,0005 %.
Противоводокристаллизационная
При заправке топливом с температурой −5…+17 °C за 5 часов полёта температура в баке снижается до −35 °C. Рекорд падения температуры — −42 °C (Ту-154) и −45 °C (баки, питающие крайние двигатели Ил-62М). При этих температурах из топлива выпадают кристаллы льда, забивающие топливные фильтры, что может привести к прекращению подачи топлива и остановке двигателя. Уже при содержании воды 0,002 % (масс.) начинают забиваться самолётные фильтры с диаметром пор 12-16 мкм.
Для предотвращения выпадения кристаллов льда из топлива при низких температурах в топливо вводят противоводокристаллизационные присадки непосредственно в месте заправки самолёта. В качестве таких присадок широко используют этилцеллозольв (жидкость И) по ГОСТ 8313-88, тетрагидрофуран (ТГФ) по ГОСТ 17477-86 и их 50%-е смеси с метанолом (присадки И-М, ТГФ-М). Присадки могут добавляться практически в любое топливо.
Антиокислительная
Вводятся в гидроочищенное топливо (РТ, Т-6, Т-8В) для компенсации сниженной в результате гидроочистки химической стабильности. применяют присадку Агидол-1 (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол) по ТУ 38.5901237-90 в концентрации 0,003-0,004 %. В таких концентрациях он почти полностью предотвращает окисление топлива, в том числе при повышенных температурах (до 150 °C).
Противоизносная
Предназначена для восстановления противоизносных свойств топлива, потерянных в результате гидроочистки. Вводится в то же топливо, что и антиокислительная присадка. применяют присадку Сигбол и композицию присадок Сигбол и ПМАМ-2 (полиметакрилатного типа — ТУ 601407-69). Для топлива РТ часто используется присадка «К» (ГОСТ 13302-77), которая по эффективности соответствует присадке Сигбол, а также, ввиду дефицита присадки «К» — присадка Хайтек-580 фирмы «Этил».
Производство
Объём производства реактивного топлива в 2007 году составил 9012,1 тыс. тонн. Из них 7395,04 тыс. тонн были поставлены на внутренний рынок, остальное — на экспорт. Производством авиакеросина занимается 20 нефтеперерабатывающих заводов:
ОАО НК «Роснефть»:
Комсомольский НПЗ (ТС-1)
Сызранский НПЗ (РТ)
Новокуйбышевский НПЗ (ТС-1, РТ)
Ачинский НПЗ (ТС-1)
Ангарская НХК (ТС-1)
Рязанский НПЗ (ТС-1)
ОАО «Лукойл»:
Волгограднефтепереработка (ТС-1, РТ)
Пермнефтеоргсинтез (РТ)
Нижегороднефтеоргсинтез (ТС-1, РТ)
Ухтанефтепереработка (РТ)
ОАО «Газпром нефть»:
Московский НПЗ (ТС-1)
Омский НПЗ (ТС-1)
ОАО «Сургутнефтегаз»
ПО Киришинефтеоргсинтез (ТС-1)
ООО «Газпром переработка»
Филиал «Сургутский завод стабилизации конденсата им. В. С. Черномырдина» (ТС-1)
ОАО «НГК „Славнефть“»
Ярославнефтеоргсинтез (ТС-1)
ОАО НК «РуссНефть»
Орскнефтеоргсинтез (РТ)
НК «Альянс»
Хабаровский НПЗ (ТС-1)
ОАО «ТАИФ-НК»
Нижнекамский НПЗ (ТС-1, РТ)
Ново-Уфимский НПЗ (ТС-1)
Нижнекамский НПЗ (ТС-1, РТ)
Краснодарэконефть (ТС-1, Т-1)
ПАО «Татнефть»
АО «ТАНЕКО» (РТ, ТС-1, Джет А-1)
О производстве топлива Т-6 и Т-8В данных нет. Ранее керосин Т-6 производился Ангарской НХК и на Орскнефтеоргсинтез.
Любое авиационное топливо, выходящее с нефтеперерабатывающего завода, проходит проверку и приёмку военным представителем.
В США для нужд коммерческой авиации производится реактивное топливо Jet A, Jet A-1, Jet B. Наиболее применяемое топливо Jet A-1. Характеристики: плотность 0,775-0,825 кг/дм3, температура вспышки: +38°C, температура замерзания: -47°C.
Реактивные топлива для военных нужд маркируются буквами JP.
Топливо JP-1 по своим характеристикам соответствует Jet A. Разработано в 1944 году.
Топливо JP-2. Имеет пониженную температуру замерзания. Разработано в 1945 году. Никогда широко не применялось.
Топливо JP-3. Имеет пониженную температуру замерзания. Разработано в 1947 году. Не применяется.
Топливо JP-4. Представляет собой керосино-бензиновую смесь с присадками. Основной тип топлива в военной авиации США с 1951 по 1995 года.
Топливо JP-5 применяется преимущественно на самолётах и вертолётах корабельного базирования. Отличается высокой температурой вспышки. Представляет собой сложную смесь из углеводородов.
Топливо JP-6 было разработано в 1957 году, по программе создания сверхзвукового высотного бомбардировщика ХВ-70 «Валькирия». По составу похоже на JP-5, но имеет более низкую температуру замерзания и лучшую термостабильность. После отмены программы ХВ-70 выпуск топлива был прекращён.
Топливо JP-7 было разработано для самолёта SR-71 «Чёрный дрозд». Термостабильное топливо с высокой температурой вспышки.
Топливо JP-8. Спецификация MIL-DTL-83133. Основной тип авиационного топлива на основе керосина, поставки начались в 1978 году. С 1996 года заменяет JP-4. В 1998 году разработано более термостабильное топливо JP-8+100
Топливо JPTS. Разработано в 1956 году для высотного разведчика Lockheed U-2. Примерно в три раза дороже топлива JP-8. Ограниченно выпускается и в н.в.
HEF (high energy fuel) — высокоэнергетичное борсодержащее экспериментальное топливо. Применялось на самолётах North American XF-108 «Рапира» и ХВ-70 «Валькирия». Несмотря на существенный прирост мощности двигателей на этом топливе, оставалось много неразрешимых проблем, таких, как повышенный износ двигателей, агрессивность топлива, его токсичность, ядовитые выхлопные газы двигателя и др. Было построено (вероятно) 5 заводов для производства различных типов HEF: HEF-1 (ethyldiborane), HEF-2 (propylpentaborane), HEF-3 (ethyldecaborane), HEF-4 (methyldecaborane), и HEF-5 (ethylacetylenedecaborane), но программа была свёрнута в 1959 году. Примерная стоимость проекта составила 1 миллиард долларов в ценах 2001 года (более подробно в англовики, статья Zip fuel).
Синтетическое топливо Syntroleum. 15 декабря 2006 года Б-52 вылетел с базы ВВС «Эдвардс», заправленный 50/50 смеси керосина JP-8 и топлива Syntroleum. Семичасовой полёт признан успешным.